[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Артем 
Просто о Каббале » Просто о Каббале » Просто о Каббале » Коллективный подход в обучении для полноценного развития чел
Коллективный подход в обучении для полноценного развития чел
АртемДата: Вторник, 19.03.2013, 01:11 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 992
Статус: Оффлайн (Offline)

ТОЛСТЫХ НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА — д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной психологии развития МГППУ.

«Для полноценного развития в начальной школе, подростковом возрасте и дальше
абсолютно необходимы коллективные формы обучения детей, развитие умения
работать в группе, использование на определенных этапах коллективных
представлений, синхронизация процессов понимания, интерпретации, видения
действительности. Это -  острая необходимость.»

- Как вы считаете, можно ли создать среду, которая постепенно смогла бы изменить современного человека?

Несомненно, можно. Тому есть хорошие примеры. Вот, например, очень больной вопрос —
воспитание детей-сирот. Сегодня это вопрос номер один – усыновлять или
не усыновлять? Об этом много пишут, говорят. Есть проблема, связанная с
устройством таких детей в семьи и интернаты. И есть примеры решения этой
проблемы в мире и у нас в стране, в том числе. Вот что я знаю лично:
детские деревни SOS-Kinderdorf у нас в Томилино (в Подмосковье), в
Пушкине (под Санкт-Петербургом) и ещё в нескольких местах. Все они
работают по системе Германа Гмайнера (австрийский социальный педагог, автор и создатель детских деревень SOS), которая совмещает все достоинства государственного и семейного устройства ребенка.

Это учреждения, где есть директор, специалисты, которые помогают, и вместе с
тем, есть отдельные дома, мать-воспитательница, которая воспитывает
детей. Безнадежные, тяжелейшие дети, попадающие туда, вырастают хорошими
людьми. В такой деревне живут 12-13 семей. Первая SOS-деревня
существует в нашей стране уже 17 лет.

Теперь мы уже имеем возможность увидеть результаты. Они замечательные. Вырастают люди, которые создают семьи, воспитывают детей. Это является лучшим доказательством того, что всё у
них складывается нормально. Там даже прерывается трансгенерация травмы
(когда, к примеру, бабушка в свое время бросила свою дочь, она, став
матерью, бросила своего ребенка и т.д.). Это происходит за счет того,
что в SOS-деревне создаются абсолютно правильные, подтвержденные опытом,
научно обоснованные возможности для развития детей-сирот.

- А каковы основные принципы этой методики воспитания, позволяющей настолько изменить человека?

Основной принцип – семейное устройство. В каждом доме есть мама-воспитательница, которая с этими детьми всегда,
она заменяет мать. Детям не говорят, что она их реальная мама. Они
знают прекрасно, кто она. Но они живут так, как живут дети в обычном
доме, в обычной многодетной семье. Дети ходят в обычную школу, в обычные
районные поликлиники, в обычные детские сады. Они живут как обычные
дети в обычной семье.

- Поговорим о ребёнке в среднестатистической семье. Если родители обеспечивают его компьютерной
техникой, то он 24 часа в сутки находится в контакте с интернетом, а не с
людьми, или же, если нет таких возможностей, он уходит на улицу в
поисках контакта и сталкивается с жестокой реальностью, когда улица
диктует свои правила.


Скажу в этой связи следующее. Сейчас набирает рост тенденция к индивидуализации обучения. Хотя самой
идее довольно много лет, но в последнее время она на пике популярности.

Очевидным преимуществом частной школы, например, считается то, что в классе мало
детей и учителю проще реализовать индивидуальный подход, учет
потребностей и возможностей каждого ученика. В идеале мечта состоит в
том, что профессор будет  индивидуально учить  ученика, заниматься с
ним, пестовать.

Конечно, в такой школе могут  учиться не все. Но по этой логике индивидуальный подход можно обеспечить и в обычной школе –
за счет компьютера. Скажем, некая условная Мария Ивановна может не всё
знать по математике или по русскому, но  можно привлечь
высококвалифицированных профессионалов, которые разработают качественные
обучающие программы, и ребёнок может вообще сидеть дома и через
компьютер получать задания. Почему нет? – пожалуйста. Почти каждому
можно предоставить очень высококлассный способ обучения. Такой подход
сегодня всерьез обсуждается.

Так вот, с моей точки зрения, это большая ошибка. Потому что для полноценного развития в начальной школе, подростковом возрасте и дальше абсолютно необходимы коллективные формы обучения детей, развитие умения работать в группе, использование
на определенных этапах коллективных представлений, синхронизация
процессов понимания, интерпретации, видения действительности. Это —
 острая необходимость.
Потому что в противном случае мы не просто получаем предельный эгоцентризм, индивидуализм, неумение ребенка
полноценно общаться с взрослыми и сверстниками, но страдает и его
умственное развитие, процесс освоения знаний о мире, развитие механизмов
мышления, памяти, внимания и т.п. Это доказано.

В нашей стране есть замечательный опыт такой работы. Рекомендую сайт Валентины
Васильевны Степановой. Речь идет о системе «Росток». В экспериментальной
школе в Новосибирске открыта лаборатория, где доказали, что при
определенном образом организованном обучении, включающем коллективные
формы, физиология высшей нервной деятельности выстраивается по-другому.
Дети становятся более креативными. Они не только умеют слышать друг
друга, но и индивидуально развиваются лучше, способны решать задачи,
проблемы на ином уровне.

- Из-за экономического кризиса огромное количество работоспособного активного населения
остается без работы. Плюс к этому еще 60% населения – пожилые, дети,
жены, которые находятся на попечении мужа, отца. Это – стресс, падение
уровня жизни. А стресс влечет за собой, как следствие, алкоголь,
наркотики, и т.д. Можно ли в таких жестких условиях, когда людям некуда
деваться, каким-то образом перенаправить их мысли, создать благоприятную
среду для них?


Сегодня такие проблемы часто пытаются решить за счет психологов – всё закрыли, работать негде, есть
нечего, заработка нет, давайте мы туда психологов направим. Это довольно
смешно. Потому что на самом деле проблема комплексная и в разных
странах мира ее пытаются решать как комплексную.
Безработица растёт сейчас во многих странах, в частности, в странах Евросоюза, и одной психологией эту проблему  не решить.

Что делать, когда в Испании, например, 50% молодежи не могут найти работу? О
людях, которые в молодом возрасте, получив образование, не работают,
говорят как о потерянном поколении. И это потерянное поколение одной
психологией не вытащишь. Разрабатываются государственные программы
профессиональной переподготовки, какие-то другие мероприятия
предлагаются, ведь молодой человек, чтобы развиваться, а не
деградировать, должен работать, должен прикладывать усилия, строить
карьеру, достойно зарабатывать.

Над этой проблемой работают. У нас меньше, как мне кажется,  этим занимаются на государственном уровне. А должны бы больше.

Чем может помочь психология? Психолог может помочь выбрать путь. Скажем,
если социум предоставляет возможность такого выбора, могут быть найдены и
какие-то  решения – с помощью государства получить другую работу или
повысить уровень образования, ещё где-то поучиться. То есть, здесь
психолог может быть только на подхвате.

- Действительно, вопросы и мировоззрения, и отношений потребления
комплексные.  Кто должен воспитывать и ставить эти ориентиры для
человека?


Практически все современные проблемы, связанные с детьми, молодежью, носят комплексный характер. И
их решение может быть только комплексным.


За счет одной только психологической помощи не решить проблему той же наркомании, алкоголизма
и чего-то ещё подобного среди молодёжи и среди взрослых. В первую
очередь надо решать глобальные проблемы: не для чего жить, не во что
верить, никакой перспективы. И это не только, а, может быть, и не
столько психологические проблемы. Это  проблемы совершенно другого
порядка.

- Вы писали об инфантильности поколения.

Мы обсуждали, что такое инфантильность. Инфантильность — это и есть,
собственно, недоразвитие личностного потенциала в сравнении с
физическим. То есть, человек может быть вроде бы взрослым, быть ученым,
художником или работать на заводе, а как личность, психологически, во
многом оставаться ребёнком.

И тут тоже много причин. Люди по различным причинам становятся или не становятся инфантильными, но
причиной может быть и политика государства. Сейчас политика такая, при
которой патернализм – это хорошо. Потому что сейчас установка власти на
патерналистски настроенного избирателя.

- Патернализм – расскажите об этом подробнее, пожалуйста?

Патернализм – это когда человек живёт с мыслью о том, что государство должно о нём заботиться. «Отец» такой у тебя есть в лице государства. Пусть ты будешь скромно
зарабатывать, но пенсия твоя будет гарантирована. Все ждут именно от
государства зарплаты, пособий, субсидий и т.п. На такого избирателя
нынешняя власть и рассчитывает. Человеку дали сто рублей, пакет гречки, и
он пошёл голосовать, как скажут, а тот, кто свободен, кто сам решает,
сам строит свои перспективы, его так быстро не сагитируешь «правильно»
голосовать. Поэтому идёт установка на такой тип людей, что, конечно,
очень плохо.

В Америке эта проблема сейчас тоже есть. Там на Welfare (пособии) сидит огромное количество людей. Там много тех, кому нравится сидеть
дома, рожать детей, ничего не делать, потому что государство платит. В
каком-то смысле эти люди инфантильны.

-  Для чего человеку нужна семья?

Пока социум не придумал лучшего социального института для развития человека,
чем семья. Вопрос: А для чего она нужна? Для чего нужны девушке муж,
дети? И наоборот. Тонны работ написаны на тему, зачем нужна мать, зачем
нужен отец. Психика нормальным образом не развивается у человека,
который в первые месяцы жизни не получает от взрослого достаточной
заботы и тепла. Потому что первый год надо ребенка вынянчить на руках. А вынянчить тридцать детей ты не можешь. Только любящая мать может. Пропустишь первый год – всё, пиши, пропало, восстановить практически невозможно.

- Почему молодёжь сегодня не хочет заводить семью?

Это тоже мировая тенденция. Отчасти не хотят жениться из-за того же
инфантилизма, потому что зрелый человек – это ответственность. Жениться –
 значит взять на себя ответственность за жену, за будущих детей. Многим
не хочется этого делать.

- Какое решение можно предложить современному развитому обществу? Можно ли сказать, что для
формирования правильного мышления по отношению к семье, по отношению
людей между собой, нужна широкая пропаганда, реклама?


Безусловно. Я считаю правильным даже проплачивать проекты, которые бы поднимали семейные ценности, по-хорошему рекламировали, показывали, что в этом есть много преимуществ не только для растущих детей, но и для родителей.

- Интересно Ваше мнение о том, что дети стали другими. Чему должны детей
учить родители, и чему должны учиться родители у своих детей?


Действительно,  детство меняется.  Сейчас много разговоров о том, что сформированные в
предыдущие годы психологические представления о развитии ребенка во
многом не отражают современной ситуации, то есть, не объясняют того, что
происходит сегодня.
Сейчас мы на переходном этапе. Мы не знаем, как и чему учить детей, учитывая, что когда придет время им вступать во
взрослую жизнь, эта жизнь будет непохожа на сегодняшнюю, и школьные, и
даже институтские знания могут оказаться ненужными или, по крайней мере,
совсем недостаточными.

И опять мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор, что использование форм обучения, когда какая-нибудь Марья Ивановна передает следующему
поколению из года в год одно и то же – уже не работает. Отчасти
групповые формы работы, когда поиск ответа ищется здесь и сейчас, а не
диктуется сверху – это один из выходов.
Понятно, что практически это еще не очень используется, но попытки уже  есть. Важно это понимать.

- Всё чаще эксперты говорят, что общество стало эгоцентричным. Как вы считаете, чем обусловлены такие изменения
как самого человека, так и общества в целом? К чему мы можем прийти, что
нужно менять и можно ли менять?


Общество потребления — не новая тема. Думаю, как ни странно, что или все мы погибнем, или что-то кардинально изменится. Потому что то, что есть, не может привести ни к чему хорошему. Опять же
 классики, самые умные люди, говорили,  что в логике потребления
личность не развивается. Личность развивается в логике созидания.
Алексей Николаевич Леонтьев, глава одной из ведущих отечественных
научных психологических школ, как  и многие другие умные люди, говорил: в рамках одного только потребления нет развития.

- И последний вопрос: что делает человека человеком?
Ответ один, старый, как мир – любовь к ближнему.

Коллективный подход в обучении для полноценного развития человека
 
Просто о Каббале » Просто о Каббале » Просто о Каббале » Коллективный подход в обучении для полноценного развития чел
Страница 1 из 11
Поиск: