Кикладские фигурки

Кикладские фигурки

     Археологи давно ломают голову над загадочным кладом, найденным на небольшом скалистом кикладском острове, главными обитателями которого всегда были козы. Почему 4 500 лет назад на Керосе в мелких ямках закапывались фрагменты разбитых фигурок?



   С новой гипотезой выступил Колин Ренфрю из Кембриджского университета (Великобритания). По его мнению, остров был избран местом захоронения останков священных предметов.

   Г-н Ренфрю открыл Керос для археологии в 1963 году по наводке местных жителей. «Я был поражён, обнаружив фрагменты мраморных чаш и статуэток», — вспоминает учёный. Находки принадлежали к тому типу скульптуры, который распространён на Кикладах, давно известен и уже успел вдохновить немало художников от Пабло Пикассо до Константина Бранкузи и Генри Мура.

   Однако почти всё, что находилось на Керосе, было разбито. Археологам попались тысячи мраморных фрагментов сосудов и частей тела — например, пары бёдер, сложенной руки, удлинённой ноги. Грабители-головотяпы?

   В 1987 году раскопки были возобновлены. В 2006-м г-н Ренфрю обнаружил нетронутый клад разбитых статуэток и в ста метрах от него — остатки поселения, обозначенного как Даскалио, с чем-то вроде гостиницы образца бронзового века. Геологические изыскания показали, кстати, что «гостиница» была построена из импортного мрамора, а не местного слоёного известняка. Причём потребовалось перевезти по морю немалое количество камня. Всё это натолкнуло исследователей на мысль о паломниках и о том, что керамика закапывалась уже разбитой в ходе какого-то чрезвычайно важного религиозного обряда.

   Г-н Ренфрю считает, что фигурки и чаши использовались жителями Киклад в неких ритуалах. Со временем или случайно они портились, ломались, разбивались. Несмотря на это, их, вероятно, продолжали воспринимать как священные объекты и поэтому везли в особое место, где с почестями хоронили.

   Может быть, этот обряд проводился регулярно, раз в несколько лет, и символизировал смену поколений? Тогда старые предметы намеренно разбивались и прятались с глаз долой.

   Анализ показал, что эта традиция существовала в течение 400–500 лет и завершилась около 2000 года до н. э.


845 5.0/1