Новое открытие перевернуло представление об экзопланетах

Главная » 2010 » Апрель » 15 » Новое открытие перевернуло представление об экзопланетах
Новое открытие перевернуло представление об экзопланетах

Открытие, о котором во вторник услышали участники ежегодной встречи британского Королевского общества, произвело эффект разрыва бомбы в науке о происхождения звезд и планетных систем вокруг них.

Оказалось, что планетам, вращающимся вокруг своих звезд за пределами Солнечной системы, собственные светила не указ, и их относительное вращение может происходить в совершенно разных плоскостях.

До этого момента наблюдения за большинством экзопланет убеждали ученых в том, что экзопланеты, во-первых, вращаются в плоскости, примерно совпадающей с плоскостью вращения самой звезды, и, во-вторых, не должны вращаться против вращения светила. Это правило следовало и из современных представлений о формировании звезд и планетных систем из общего газопылевого диска: после образования звезды протопланетный диск должен вращаться в одном со звездой направлении, и орбиты будущих планет должны более или менее совпадать с плоскостью вращения звезды вокруг своей оси. В Солнечной системе и среди уже открытых четырех с половиной сотен экзопланет это правило выполнялось. До последнего времени.

В рамках программы WASP (проекта по поиску экзопланет методом транзитов) ученые обнаружили их в очередной раз сразу несколько – целых девять штук.

По заведенному правилу открытие экзопланет методом транзитов ученые подтверждают другим проверенным методом — методом лучевых скоростей. Для этого наличие планеты у звезды подтверждается по колебаниям скорости звезды за счет притяжения со стороны планеты. В северном полушарии это делается точным спектрометром, установленным на Северном оптическом телескопе на Канарских островах, в южном — спектрометром HARPS 3,6−метрового телескопа Южной европейской обсерватории на горе Ла-Силья в Чили. При помощи последнего прибора удалось измерить угол между плоскостями орбитального вращения найденных экзопланет и плоскостью экватора их звезд-родителей.

Эти исследования были проведены как для недавно открытых, так и ранее известных экзопланет, называемых горячими юпитерами — огромных планет на очень тесных орбитах, которые разогреты излучением близких звезд до температур в сотни, а иногда и за тысячу градусов по Цельсию.

Стало ясно, что плоскость вращения более половины всех изученных горячих юпитеров не совпадает с плоскостью экватора их звезд. И самым неожиданным открытием стало то, что шесть экзопланет, в том числе две недавно открытые, вращаются в направлении, противоположном осевому вращению звезды. "Это настоящая бомба, которую мы сбросили на науку об экзопланетах", — обрадовался Амори Трио, студент из Женевской обсерватории, участвовавший в исследовании.

Создана модель функционирующего мозга человека