Обнаружена черная дыра, выдувающая гигантские пузыри

В галактике NGC 7793 астрономы обнаружили черную дыру, которая выдувает из раскаленного газа пузыри, размер которых достигает тысячи световых лет.

Манфред Пакалл из университета Страсбурга и его коллеги, которые описали открытие в статье в журнале Nature, исследовали облако горячего газа на окраине галактики NGC 7793, расположенной в 12 миллионах световых лет от Земли в созвездии Скульптора.

"Мы выяснили, что это облако... создано черной дырой, испускающей пару струй газа ", - говорится в статье.

Черные дыры, когда они поглощают материю, выделяют громадное количество энергии. Считалось, что большая часть этой энергии выделяется в форме излучения, главным образом, рентгеновского. Однако новые данные показали, что некоторые черные дыры могут высвобождать столько же или даже больше энергии в виде струй быстро движущихся частиц. Эти быстрые струи врезаются в межзвездный газ, разогревая его и запуская процесс его расширения.

Расширяющийся пузырь содержит смесь горячего газа и быстрых частиц разных температур. Наблюдения в разных диапазонах помогает астрономам вычислить скорость, с которой черная дыра разогревает свое окружение.

Исходя из размера и скорости расширения пузыря, астрономы выяснили, что активность струй газа продолжается, по меньшей мере, последние 200 тысяч лет. А размер пузыря составляет не менее 1 тысячи световых лет.

"Длина струй газа в NGC 7793 огромна по сравнению с размером черной дыры, которая их испускает. Если бы черная дыра была размером с футбольный мяч, каждая струя протянулся бы от Земли за пределы орбиты Плутона", - сказал соавтор работы Робер Сориа.

Данное исследование поможет астрономам понять сходство между небольшими черными дырами, которые формируются в результате коллапса массивных звезд, и супермассивными черными дырами в центре галактик.

Напомним, 25 июня сообщалось, что британские астрофизики предложили теоретический способ уничтожить черную дыру. Правда, пока ученые не могут сказать, что от нее останется в результате.

1273 0.0/0