Обнаружена экзопланета с "горячим пятном"

Космический телескоп "Спитцер" обнаружил у экзопланеты ипсилон Андромеда b загадочную особенность, поставившую астрономов в тупик. "Горячая зона" у этого газового гиганта оказалась не в середине стороны, повернутой к звезде, а почти на 90 градусов сбоку.

Экзопланета ипсилон Андромеда b (ups And b) была найдена в 1996 году. Она входит в планетную систему звезды ипсилон в созвездии Андромеды, которая находится примерно в 44 световых годах от Земли. Всего в этой системе три планеты. Планета b - самая близкая к светилу - относится к классу "горячих юпитеров", самому распространенному типу среди известных экзопланет. Ее масса составляет 69% от массы Юпитера, а расстояние до звезды - лишь 6% дистанции от Земли до Солнца. Планета делает полный оборот вокруг звезды за 4,6 суток.

Эта планета отличается тем, что, как и Луна по отношению к Земле, она всегда повернута к своей звезде одной стороной. В результате одна ее сторона должна очень сильно разогреваться. Перепад температур между светлой и темной стороной должен достигать 900 кельвин.

Ранее ученые получили данные, что самая жаркая точка на планете может быть несколько сдвинута от ближайшего к звезде участка поверхности. Была выдвинута гипотеза, что это связано с сильными ветрами и движением атмосферы, которая "сдувает" точку максимума.

Однако новая информация, полученная группой астрономов во главе Иэном Кроссфильдом (Ian Crossfield) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе в ходе наблюдений с помощью инфракрасного телескопа "Спитцер" (Spitzer), оказалась совершенно неожиданной.

Выяснилось, что "горячее пятно" на планете сдвинуто в сторону на 80 градусов, что уже нельзя объяснить движением атмосферы.

"Мы в самом деле не ожидали обнаружить такое большое смещение "горячего пятна", - говорит Кроссфильд, слова которого приводятся в сообщении Лаборатории реактивного движения НАСА.

"Ясно, что мы понимаем в энергетике атмосфер "горячих юпитеров" даже меньше, чем мы сами раньше считали", - добавил он.

Телескоп "Спитцер" измерял поток инфракрасной радиации, исходящий от системы ипсилон Андромеды, с высокой точностью фиксируя ее колебания. Оказалось, что излучение было сильнее всего в те моменты, когда планета с точки зрения земного наблюдателя была в стороне от звезды. Это означало, что самая горячая ее зона находится не в подсолнечной точке, а сдвинута в сторону.

Исследователи пока не могут с определенностью сказать, что вызвало этот эффект. Одна из гипотез, которая рассматривается ими, связывает сдвиг горячей зоны с магнитными взаимодействиями звезды и планеты, однако пока это лишь спекуляции.

"Это неожиданный результат. "Спитцер" показал нам, что предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы начнем понимать другие миры", - отмечает Майкл Вернер (Michael Werner), один из руководителей команды "Спитцера" в НАСА.

Инфракрасный телескоп НАСА "Спитцер" был запущен 25 августа 2003 года. В мае 2009 года, когда на борту кончился хладагент, обеспечивающий достаточную чувствительность матрицы телескопа в инфракрасном диапазоне, началась "теплая миссия" аппарата. В ее рамках телескоп будет решать задачи, не требующие такой высокой чувствительности.

Наблюдения системы ипсилон Андромеды проводились еще до начала "теплой миссии".

Нравится