» » Описано самое древнее изображение фараона в белой короне Верхнего Египта

Описано самое древнее изображение фараона в белой короне Верхнего Египта

Описано самое древнее изображение фараона в белой короне Верхнего Египта

     Международная группа археологов напомнила миру о существовании самых ранних изображений египетского правителя в белой короне Верхнего Египта.



   Резьба по камню, выполненная около 3200 года до н. э., была найдена почти полвека назад египтологом Лабибом Хабачи в Наг эль-Хамдулаб, что на западном берегу Нила к северу от Асуана.

   В последние годы бесценность произведения была частично подтверждена; учёные из Бельгии, Италии и США опирались на фотографии Хабачи, а также передовые методы цифровой реконструкции и анализа изображений и иероглифического текста.

   По словам директора проекта Марии Кармелы Гатто из Йельского университета (США), группа изображений и короткие надписи представляют собой самое раннее описание праздника в честь царя. Представлен полный комплект элементов, характерных для раннединастического периода. В частности, правитель носит белую корону — символ власти над Верхним Египтом (то есть к югу от дельты Нила), а его придворные названы «следующими за Гором» (за его земным воплощением, царём).

   Джон Коулман Дарнелл, директор Йельского института египтологии, отмечает также: «Сцены из Наг эль-Хамдулаб представляют собой своеобразный мост между изображениями додинастического и раннединастического периода: в первых главными символами власти выступали преимущественно лодки и животные, а во вторых доминирует образ царя. Мы видим, что правитель начинает восприниматься как воплощение не только человеческого, но и божественного могущества».

   Кроме того, он подчёркивает: «Этот цикл — последний из древних, посвящённых водным празднествам додинастического периода, и первый из фараоновских циклов, в которых доминирует царь, носящий соответствующие регалии, в данном случае «Белую корону» в её наиболее архаичной форме. К тому же это первый цикл изображений такого типа, снабжённых иероглифическим комментарием».



   Слово «следующие» привело г-на Дарнелла к предположению о том, что это первое из известных сообщений о сборе налогов в Египте и экономическом контроле царя над Верхним Египтом и, возможно, северной частью Нубии.

   Исследователи относят изображения и надписи к позднему периоду культуры Накада, датируя их эпохой между «нулевой» и первой династиями Древнего Египта.



1101