» » "Бомбардировщик" для фельдмаршала Кутузова

"Бомбардировщик" для фельдмаршала Кутузова

    "Бомбардировщик" для фельдмаршала Кутузова      

         Невероятно, но факт: в 1812 г. во время войны с Наполеоном в России была предпринята попытка создания первого в мире боевого "летучего корабля", который предполагалось использовать для бомбардировки французских войск и уничтожения штабов и артиллерии противника. За созданием чудо-"корабля" пристально следил сам Александр I.
Отвергнутый изобретатель.
- Надоели мне эти шарлатаны-изобретатели! Они хотят воплотить в жизнь свои бредовые идеи за счет армии, которой нужны только хорошие пушки да храбрые сердца! - Возможно, именно так отреагировал Наполеон на предложение Франца Леппиха построить управляемый "летучий корабль", чтобы сбрасывать бомбы на противника.
Император считал, что его армия и без того способна разгромить любого врага, а всякие изобретения только выставят его дураком перед неприятелем. Именно поэтому в свое время Бонапарт отверг "ныряющий корабль" Роберта Фултона, аэростат для разведки майора Кутеля и множество других предложений по оснащению армии чудо-оружием. Леппиха же он и вовсе приказал выдворить за пределы Франции.
Осерчав на Наполеона, Леппих решил предложить свое изобретение главному противнику Франции и обратился к русскому посланнику в Штутгарте. Многочисленные восторженные рекомендации немецких ученых сделали свое дело - о предложении Леппиха доложили Александру I, и изобретателя было велено доставить в Россию.
Весной 1812 г. московскому генерал-губернатору Ф. В. Ростопчину было поручено создать для прибывшего Леппиха все условия,снабдить необходимыми людьми и материалами. В обстановке повышенной секретности в подмосковном селе Воронцово Леппих приступает к созданию "летучего корабля".
Уничтожить неприятеля с небес.
Франц Леппих не был шарлатаном, однако чего ему не хватало, так это образования, ведь в детстве его выгнали из школы из-за неуспеваемости. Наблюдая во Франции за первыми воздушными шарами, он сразу понял всю важность и перспективность этого изобретения. Однако пока воздушный шар летел по воле ветров, он годился лишь для развлечения публики.
Мечтая сделать шар управляемым, Леппих наблюдал за птицами. Крылья не только поднимали их в небо, но и помогали лететь против ветра, а также совершать всевозможные маневры. Значит, если снабдить воздушный шар неким подобием крыльев, своеобразными "воздушными веслами", он станет управляемым и сможет поднимать в воздух взрывчатку, доставляя ее к позициям противника и сбрасывая на него бомбы.
Подъемная же сила "летучего корабля" будет зависеть только от его величины. С такими нехитрыми умозаключениями приступил Леп-пих к постройке грозного оружия, призванного обратить в бегство французские полчища.
72 тысячи рублей вылетели в трубу!
По замыслу Леппиха, "летучий корабль" представлял собой вытянутый баллон, на который накидывалась огромная сетка, крепившаяся к деревянному брусу (последний огибал баллон словно обруч). К этому же брусу подвешивалась и длинная узкая люлька, рассчитанная на 40 человек, вручную приводивших в движение два крыла, напоминающих растопыренные человеческие руки с перепонками между пальцев.
В хвостовой части "корабля" находился руль, напоминающий рыбий хвост.
Кроме вооруженной команды, в воздух предполагалось поднимать более 4 т груза, в частности взрывчатые вещества. За три месяца Леппих планировал построить десятки таких "кораблей".
Однако прежде чем переходить к серийному производству, следовало построить и поднять в воздух хотя бы один "летучий корабль" и успешно его испытать. Леппиху предоставили около 100 рабочих, его мастерскую охраняли солдаты. Капитан Шабельников присматривал за несением караульной службы и соблюдением секретности.
Немецкий изобретатель умел вызывать у людей доверие, особенно у тех, кто не был сведущ в технических науках. Граф Ростопчин писал о нем Александру I: "Виделся с Леппихом. Это человек, сведущий в механике и очень ловкий. Он рассеял все мои сомнения относительно его машины, действительно адской, которая впоследствии могла бы причинить роду людскому еще больше зла, чем сам Наполеон".
Леппих не щадил ни себя, ни других - работали по 17 часов в сутки. Фабрика купца Куприяко-ва две долгих недели выполняла заказ Леппиха, изготавливая для него 5 тыс. аршин плотной тафты, вставшей казне в 20 тыс. руб. Химикаты для получения газа, предназначенного для наполнения баллона, обошлись еще дороже. Много претензий у изобретателя было к поставляемой стали, поэтому пришлось повторять закупки и приобретать более дорогой металл.
Московский губернатор Ростопчин писал Александру I: "Леппих истратил уже 72 тыс. руб. Нельзя не удивляться его деятельности: он встает первым и ложится последним". Увы, несмотря на это, проблем становилось только больше. Баллон никак не хотел наполняться газом. Во время дождя выяснилось, что утечка газа идет практически по всей его площади. Крылья, которые испытывали на специально изготовленных козлах, постоянно ломались...
Впрочем, Леппих не терял оптимизма и уверял русского царя и военных, что "летучий корабль" вот-вот поднимется в небо.
Решающее испытание провалилось.
В идею Леппиха все очень верили, ведь Наполеон приближался к Москве, казалось, только чудо может остановить французов.
Александр I, изучая донесения, был уверен, что работы близятся к концу. После сдачи Смоленска он приказал: "Как только Леппих окончит приготовления, составьте ему экипаж для лодки из людей надежных и смышленых и отправьте нарочного с известием к фельдмаршалу Кутузову, чтобы предупредить его. Я уже сообщил ему об этом предприятии. Но прошу BaG поручить Леппиху соблюдать осторожность при опущении шара в первый раз на землю, чтобы не ошибиться и не попасть в руки неприятеля".
В село Воронцово давно завезли порох для изготовления бомб, однако "летучий корабль" все еще оставался прикованным к земле. Губернатор Ростопчин умолял Леппиха поторопиться, опасаясь, что его бравые донесения о ходе работ плачевно скажутся на его карьере.
Наконец Леппих решает провести испытание малого шара, во время которого команда должна была отработать управление им с помощью "крыльев". Между тем французы приближались к Москве, начиналась паника, и Ростопчин приказал сделать следующее объявление: "Здесь мне поручено было сделать большой шар, на котором 50 человек полетят куда захотят: и по ветру, и против ветра. Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне прибудет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтоб вы, увидя его, не подумали, что это от злодея, а он сделан ко его вреду и погибели". Однако напрасно жители Москвы вглядывались в небо: обещанный шар так и не появился.
Губернатор был сильно разочарован и немедленно доложил о неудаче Александру I. Малый шар наполняли газом целых три дня, но тот не поднял в воздух даже двух человек (из предполагаемых пяти), крылья оказались слабыми и не выполнили своего предназначения. В конце послания Ростопчин назвал Леппиха "сумасшедшим шарлатаном" и выразил сомнение в успехе данного предприятия.
Конечно, затраченных впустую средств было жаль, однако Александр I все-таки распорядился эвакуировать Леппиха и его мастерскую. Воздушные шары в Европе все же летали! Государь видел в идее Леппиха рациональное зерно и еще надеялся на удачу.
На 130 подводах мастерскую вывезли сначала во Владимир, затем в Нижний Новгород. В конце концов Леппих оказался в Ораниенбауме: ожидалось, что именно там он закончит работу.
Наполеон, до которого доносились слухи о работах Леппиха, опасался, что изобретение немца может значительно осложнить ему жизнь. Он отдал распоряжение при первой же возможности захватить Леппиха. Обнаруженную в Москве гондолу от шара Леппиха было приказано сжечь, за участие в сооружении аэростата французы расстреляли 10 человек, а усадьбу в Воронцове предали огню.
Всем известно, чем закончилось для Наполеона взятие Москвы: и без адской машины Леппиха французы бежали. Однако изобретатель все же попытался завершить работу над "летучим кораблем". Военный историк писал: "Он поднимался на шаре на привязях не выше 5-6 сажен от земли, но летать против ветра не мог, тафтяные крылья оказались слабыми".
Кончилось тем, что Леппиха признали "совершенным шарлатаном, не имеющим никакого понятия в деле, которым занимается", и в августе 1814 г. с позором выслали из России.
На неудавшийся проект первой воздушной боевой машины из российской казны истратили более 72 тыс. руб., но, как говорил Ростопчин, если бы "корабль"полетел, не жаль было бы и миллиона.
Управляемые дирижабли, о которых мечтал Леппих, взлетели в небо только через 100 лет и приняли участие в боевых действиях в Первой мировой войне.


     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!



Категория: Интересные факты 2208