» » Учение Будды

Учение Будды

Учение Будды

     «Убей Будду», - говорится в одном парадоксе Дзен. «Уничтожь буддизм», - говорит , Sam Harris, автор The End of the Faith утверждая, что что буддийская философия, прозрение и практики принесли бы людям большую пользу, если бы не представлялись в качестве религии. Буддийский мастер IX в. Lin Chi якобы сказал: «Если вы встретите Будду на дороге, убейте его».

Будда и шестнадцать Великих Архатов

    Как большая часть учения Дзен, это высказывание звучит чересчур претенциозно, тем не менее здесь излагается интересная мысль: превратить Будду в религиозный фетиш означает не понять суть его учения. Учитывая, Что буддизм может предложить миру в XXI в., я предлагаю отнестись к предупреждению Lin Chi более серьезно.

     Нам, ученикам Будды, следует обойтись без буддизма


    Это не значит, что буддизму нечего предложить этому миру. Кто-то несомненно может поспорить, что буддийская традиция в целом, представляет богатейший источник созерцательной мудрости, когда-либо порожденный цивилизацией. В мире, терроризируемом братоубийственными религиями о Боге на Небесах, господство буддизма несомненно было бы желанным вариантом развития событий. Но этого не случится. Нет оснований считать. что буддизм может успешно конкурировать с непрекращающейся пропагандой христианства и ислама. Этого и не нужно делать.

   Мудрость Будды в настоящее время в силках буддийской религии. Даже на западе, где ученые и буддийские мыслители сегодня сотрудничают в целях изучения влияния медитации на мозг, буддизм остается весьма узкой проблемой. Несмотря на то, что правильно будет сказать (так утверждают многие буддийские практики), что «Буддизм не является религией», большинство буддистов во всем мире практикуют буддизм как религию, разнообразными наивными просительными или суеверными способами, с помощью которых практикуются все религии. Излишне говорить, что все небуддисты верят, что Буддизм является религией – и, более того, они уверены в том, что это неправильная/ошибочная религия.

   Разговоры о буддизме, следовательно, неизбежно придают ложный смысл учению Будды для других. Таким образом, до тех пор, пока мы рассуждаем как «буддисты», мы делаем все возможное для того, чтобы мудрость Будды мало что могла сделать для осмысленного развития цивилизации в XXI в.

   Что еще хуже, беспрерывное отождествление буддистов с буддизмом означает по сути молчаливую поддержку религиозных различий в нашем мире. На этом этапе истории, это морально и интеллектуально непростительно – в особенности для состоятельных, образованных представителей Запада, которые несут наибольшую ответственность за распространение идей.

    Не будет преувеличением заявить, что если вы читаете эту статью, вы находитесь в лучшем положении для того, чтобы повлиять на ход истории, по сравнению с любым другим человеком. Учитывая степень, в которой религия до сих пор провоцирует конфликты, и препятствует подлинному исследованию, я верю в то, что просто называть себя «буддистом» означает соучаствовать в мировом насилии и невежестве в непростительной мере.

   Верно, что многие представители буддизма, в особенности Далай-лама, готовы к обогащению (и даже ограничению) своего мировоззрения через диалог с современной наукой. Однако тот факт, что Далай-лама регулярно встречается с западными учеными для обсуждения природы разума, не означает, что буддизм или тибетский буддизм или даже линия Далай-ламы, свободны от религиозного догматизма.

    Действительно, в буддизме есть идеи, которые настолько невероятны, что по сравнению с ними догма непорочного зачатия выглядит вполне правдоподобной. Никто не может быть удовлетворен подобным методом умозаключений, считающим такие дописьменные идеи составляющей нашей дискуссии о природе человеческого разума.

    Среди западных буддистов, есть люди с высшим образованием, которые, судя по всему, верят в то, что Guru Rinpoche был рожден из лотоса. Это не тот духовный прорыв, которого цивилизация ждала эти многие века.

    Поскольку в действительности любой человек может принять буддийское учение и даже стать настоящим буддийским мыслителем (и предположительно, Буддой) не веря ни во что без достаточных тому доказательств. То же самое нельзя сказать о религиозных учениях, основанных на вере. Во многих отношениях, буддизм во многом напоминает науку.

    Человек начинает с гипотезы о том, что используя внимание предписанным способом (медитация) и следуя или избегая определенного поведения (этика), он достигнет обещанного результата (мудрость и психологическое благополучие). Эмпирический дух воодушевляет буддизм в уникальной мере. По этой причине, методология буддизма, если отсечь его религиозные препоны, могла бы служить величайшим средством в нашей борьбе за развитие научного понимания нами человеческой личности.

     Проблема Религии


   Противоречивые религиозные доктрины разделили наш мир на отдельные моральные сообщества, и эти разделения стали бесконечным источником кровопролития. В действительности сегодня религия является живым источником насилия, как, впрочем, это было и в прошлом. Недавние конфликты в Палестине (евреи против мусульман), на Балканах (православные сербы против католиков-хорватов; православные сербы против боснийских и албанских мусульман), Северная Ирландия (протестанты против христиан), Эфиопия и Эритрея (мусульмане против христиан), Шри-Ланка (буддисты-сенгальцы против индуистов-тамильцев), Индонезия (мусульмане против тиморских христиан), Иран и Ирак (шииты против суннитов), Кавказ (православные русские против чеченских мусульман, мусульмане-азербайджанцы против православных и католиков-армян) – вот некоторые примеры. Это места, где религия определенно явилась причиной смерти миллионов людей за последние десятилетия.

     Почему религия является источником насилия?


   Не существует другой сферы, в которой люди в такой мере артикулировали бы свои отличия друг от друга, или говорили об этих отличиях в понятиях вечного вознаграждения и наказания. Религия – та область деятельности, в которой мышление мы-они достигает необыкновенной важности. Если вы действительно верите в то, что правильность-неправильность обращения к Господу повлечет за собой вечное счастье или вечное страдание, тогда, возможно, еретики и неверующие заслужили плохое к ним отношение. Ставки религиозных отличий неизмеримо выше, чем ставки простого трайбализма, расизма или политики.

    В религии люди ограждены системой от требований предоставить доказательства в защиту своих взглядов. Тем не менее, эти убеждения зачастую определяют - во имя чего люди живут, во имя чего умирают, и слишком часто – за что убивают. Это проблема, поскольку, когда ставки высоки, у людей есть простой выбор между разговором и насилием. На уровне обществ, выбор делается между переговорами и войной. Только фундаментальное желание быть разумными – пересматривать свое представление о мире с учетом новых фактов, новых аргументов – гарантирует, что мы можем говорить друг с другом. Убежденность без доказательств неизбежно разделяет и дегуманизирует.

    Таким образом, в 21-м веке цивилизация сталкивается с одним из величайших вызовов: люди должны научиться говорить о своих глубочайших личных проблемах - об этике, духовном опыте, неизбежности человеческого страдания – не иррациональным способом. Самое главное препятствие при осуществлении этого плана - уважение, которое мы связываем с религиозной верой. Несмотря на то, что не существует гарантии на то, что рациональные люди всегда придут к соглашению, иррациональные почти наверняка будут разделены своими догмами.

   Крайне маловероятно, что нам удастся устранить все границы в нашем мире, просто увеличив поводы для диалогов религий. Завершающей фазой цивилизации не может быть взаимная толерантность очевидной иррациональности. Все участники всемирного религиозного дискурса согласны слегка приглушить спорные положения, где сталкиваются различные религиозные мировоззрения, но эти самые положения остаются постоянными поводами беспорядка и нетерпимости к своих собратьям. Политическая корректность не предлагает постоянной основы для человеческого сотрудничества. Религиозные войны станут невообразимы, как рабство и каннибализм, только в результате того, что мы откажемся от догмы веры.

     Cозерцательная Наука


    Что сейчас требуется миру больше всего – это способ убедить людей принять все количество разнообразных видов как их моральное сообщество. Для этого нам необходимо разработать единый для всех религий способ говорить о полном спектре человеческого опыта и человеческих стремлений. Мы должны говорить об этике и духовности, которые не стеснены догмами и культурными предубеждениями, подобно дискурсу науки. Что нам на самом деле необходимо, это созерцательная наука, современный подход к исследованию дальнейших достижений психического благополучия. Подобная наука должна развиваться без попыток распространить "американский буддизм" или "западный буддизм" или «заинтересованный буддизм».

    Если методология буддизма (этические принципы и медитация) раскрывает истины о разуме и мире явлений - пустота, отсутствие самости и непостоянство - эти истины отнюдь не «буддийские». Несомненно, наиболее серьезные практики медитации понимают это, но большинство буддистов – нет. Следовательно, если человек осознает бесконечную и неслучайную природу медитативных озарений, описанных в буддийской литературе, восприятие его как буддиста только усложнит дело для других людей.

    Так, мы не говорим о "христианской физике" или "мусульманской алгебре", несмотря на то, что известная нам физика была изобретена христианами, а алгебра – мусульманами. Сегодня, любой кто подчеркнет христианские истоки физики и мусульманские истоки алгебры будет обвинен в полном непонимании этих дисциплин. Таким же образом, как только мы укрепим научное восприятие созерцательного пути, он выйдет за пределы религии. Как только произойдет подобная концептуальная революция, разговоры о буддийской медитации станут синонимом не усвоения изменений, которые произошли в нашем понимании человеческого разума.

    До сих пор не определено, что значит быть человеком, поскольку каждый аспект нашей культуры - и даже биологии как таковой - остается открытым для инновации и озарения. Мы не знаем, что случится с нами через тысячу лет – будем ли мы еще существовать, принимая во внимания фатальную абсурдность многих наших убеждений – но какие бы перемены не ждали нас, единственное, что вряд ли изменится: на протяжении всего нашего опыта, спорный вопрос о счастье и страдании останется нашей первостепенной задачей.

   Мы таким образом захотим понять эти процессы - биохимические, поведенческий, этические, политические, экономические и духовные – важные для решения этого вопроса. У нас нет еще окончательного понимания этих процессов, но мы знаем достаточно, для того, чтобы исключить многие ложные понятия. В действительности в настоящее время мы знаем достаточно для того, чтобы сказать, что Бог Авраама недостоин необъятности созидания; он недостоин даже человека.

    Многое предстоит открыть о природе человеческого разума. В особенности, многое нам предстоит понять о том, как разум может трансформироваться из всего лишь хранилища жадности, ненависти и заблуждений в инструмент мудрости и сострадания. Последователи Будды находятся в правильном положении, чтобы углубить наше понимание, но буддийская религия в настоящее время находится на их пути.
 Валерий Качмарик

     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!

Интересные факты 2858