"ВЕЛИКИЕ" МАСОНЫ ГЕРМАНИИ | Secretworlds.ru

"ВЕЛИКИЕ" МАСОНЫ ГЕРМАНИИ

                               "ВЕЛИКИЕ" МАСОНЫ ГЕРМАНИИ


     К масонским ложам Германии принадлежали многие великие люди XVIII

века, - между ними Гете, Лессинг, Гердер. Они, конечно, держались в стороне

от той мистико-шарлатанской шумихи, которую подняли большинство немецких

лож, они стояли далеко и от их работ, и, кроме Гете, редко посещали их

заседания. К масонству их привлекали те просветительские и гуманитарные

идеалы, которые в принципе признавались основателями масонства, и, защищая

эти идеалы в своих произведениях, они видели в них чисто масонские понятия,

на что прямо указывали.

Лессинг, например, в своих "Масонских беседах" доказывает, что сущность

масонства заключается не в "обрядах, знаках, рисунках и словах", даже не в

делах благотворения, а в воспитании людей согласно с идеалами гуманности.

Масонство в глазах Лессинга - не историческое, а отвлеченно-идеальное

понятие, оно существовало всюду, где люди были проникнуты чувством любви

друг к другу и уважения к великим началам свободы и общественности. В этом

смысле Лессинг утверждает,-что "можно исполнять высокие обязанности

масонства, не называясь масоном".

Что касается Гете, то он не удовлетворялся только представлением об

отвлеченном от действительности типе идеального масонства, а хотел оказать

реальное влияние на немецкое масонство. Он хотел быть масоном не только вне

масонских лож, но и внутри их. Принятый в 1770 году в число масонов, Гете

оставался им до своей смерти и в противоположность Лессингу и Гердеру очень

часто посещал заседания масонских лож, однако и он держался в стороне от тех

лож, которые приняли систему высших ступеней. Поэтому-то практически Гете

принял наибольшее участие в масонстве только в более позднее время своей

жизни, когда среди масонов появилось стремление упростить ритуал и

организацию лож и оздоровить их деятельность. В его глазах масонство было

союзом чистейшего братства, в котором все члены равны, и в то же время для

развития общественности "в том смысле, что оно призывает людей к

объединенной деятельности, направляя мысль отдельных людей сначала на них

самих, а потом и на целое".

В натуре Гете была склонность к таинственности и к символике (она

отразилась и в его двух самых замечательных произведениях - "Вильгельме

Мейстере" и "Фаусте") и поэтому Гете довольно мягко отнесся к мистическим

крайностям немецкого масонства.

Он в конце своей жизни стал мечтать о том времени, когда масонский союз

охватит весь, человеческий род, и все люди сольются в общей работе на благо

человечества.

Были отдельные ложи, которые не подчинялись общему духу и старались в

чистоте сохранить первоначальные принципы масонства. К таким ложам

принадлежала франкфуртская ложа "Единение", которая ставила своей целью

способствовать братскому единению разумных людей на началах нравственности,

была чужда всякого властолюбия и не допускала в свою среду никаких искателей

приключений и шарлатанов. Такого же характера была и ложа в Вецларе. После

Вильгельмсбадского конгресса (1783 г.) обе эти ложи согласились выпустить

окружное послание ко всем германским ложам, в которых они, указывая на то,

что дух деспотизма, корыстолюбия и сумасбродной мечтательности проник в

среду масонов, призвали всех желающих вступить в основываемый ими на началах

братства, свободы и терпимости новый масонский союз, они назвали его

"электрическим", потому что он должен был подражать электрическим философам

древности и "не привязывая себя ни к какой отдельной системе, брать изо всех

лучшее и наиболее убедительное".

Инициатором этого союза был асессор императорского каммергерихта в

Вецларе Дитфурт, который и на Виль-гельмсбадском конгрессе требовал реформы

масонства в духе простоты и равенства. "Электрический союз" имел очень

большой успех. Уже в 1789 году, через шесть лет поеле его основания, в нем

насчитывалось 30 лож. По в скором времени он сам изменил провозглашенному им

принципу независимости и равенства всех лож. В 1788 году он подчинился

Великой Ложе Англии, признав себя ее провинциальным отделением и дав ей

право утверждать избранного союзом гроссмейстера.

Это вызвало раздоры в среде "Электрического союза". Готская ложа

"Компас" признала, что подчинением Англии нарушены основные принципы

"Союза". Она вышла из него (1790 г.) и пригласила всех согласных с нею

основать новую масонскую организацию под названием "Национальной Ложи

Германии" на началах полной независимости.

Но "Национальная Ложа" не имела большого успеха. К ней примкнуло только

13 лож, и после смерти Боде (1793 г.) организованный им союз распался.

"Электрический союз" продолжал еще существовать в течение первых

десятилетий XIX века. Но уже после революции и последовавших за нею войн, -

времени, которое вообще было неблагополучно для масонских организаций, он

постепенно стал угасать.

Наряду с Франкфуртом попытка оздоровить немецкое масонство была

предпринята и в Гамбурге. Она исходила от известного в тогдашней Германии

актера, друга Боде, Фридриха Людвига Шредера.

Став во главе гамбургской ложи, Шредер ревностно принялся за реформы.

Он хотел упростить сложный ритуал масонских лож, уничтожить шотландские

ложи, и вообще приблизить его к тому виду, какой оно имело в момент своего

зарождения в Англии. "Книга Конституций" Андерсена для него была главным

первоисточником масонства. Чтобы рассеять мистический туман, окутывавший

происхождение масонства, он учредил в 1802 году "Тесный исторический союз",

одной из ближайших целей которого было доказать, что все высоте шотландские,

розенкрейцерские и др. степени - ничто иное, как выдумка позднейшего

времени, не имеющая никаких корней в истории масонства.

Идеи Шредера находили себе сочувствие среди очень многих масонов, и

разработанный ими в 1800 году упрощенный ритуал был принят довольно большим

числом масонских лож. Некоторые ложи даже прямо подчинились гамбургской,

признали себя ее дочерями. В 1811 году эта ложа провозгласила себя

независимой от Англии и стала называться Великой Ложей. Шредер умер в 1816

году, последние годы жизни он был гроссмейстером этой ложи.

Несмотря на все реформаторские стремления, возникшие в среде масонства

в конце века, оно, в большинстве случаев, в массе своих членов оставалось

верно тому духу средневекового обскурантизма и той нетерпимости, которой оно

отличалось в XVIII веке. На его чахлой почве не расцвело тех цветов, которые

надеялись увидеть здесь великие мыслители XVIII века. Прусское правительство

Фридриха Вильгельма III, испуганное теми одиноко прозвучавшими в конце века

голосами в защиту терпимости, свободы мысли и гуманности, запретило (эдиктом

20 октября 1798 года) все масонские ложи, кроме тех, которые входили в

состав трех великих лож Берлина, и поставило работу даже и в этих ложах под

строгий надзор правительства, - но это была совершенно напрасная боязнь,

немецкое масонство не угрожало прусской государственности и в тех передовых

движениях, которые возникали в это время и позднее в Германии, было повинно

не оно.


Просмотров: 2611