Происхождение масонства

Происхождение масонства

       Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех странах европейской
культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению Лондонского
клуба начала XVIII века.



   Слово free-mason (свободный каменщик) перешло из английского в другие
европейские языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой
первоначальный смысл.

   До последней четверти прошлого века термин "франк-масон"
противополагали обыкновенно краткому термину "масон", как обозначающий не
каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как говорили в Англии), а
каменщиков-мыслителей (спекулиятивных масонов), по имени только связавших
себя с соответствующим ремесленным цехом. 

   В частности в них видели то
"рыцарей Храма", скрывавшихся под маской франк-масонов после разгрома их
ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в
масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства
свои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с документами показало,
однако, всю ошибочность этих предположений.

   Предками современных франк-масонов, носившими это же имя, были
несомненно настоящие каменщики, и добавление к названию их ремесла слова
"свободный" (free, frank) имело первоначально профессионально-ремесленное, а
не социальное значение. Слово free-mason встречается в английских документах
начиная с последней четверти XVI века, по наиболее вероятной гипотезе,
выдвинутой в 1887 году одним английским архитектором.

   Это были известные в Англии в эпоху готического стиля sculptores
lapidum liberorum (первое упоминание - в документе начала XIII века) -
"каменотесы свободных камней". "Свободными камнями (Free-stones) в отличие
от обыкновенных (rough-stones) назывались в Англии более мягкие каменные
породы, вроде мрамора и известняка, употреблявшиеся для более тонкой,
барельефной работы. Путем сокращения длинного термина и произошло, по этой
гипотезе, английское слово free-mason.

   В эпоху готического стиля франк-масонами называлась, во всяком случае,
более искусная категория квалифицированных, как сказали бы теперь,
строительных рабочих. Позднее, с упадком готического стиля, различие двух
категорий каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезло
представление и о точном смысле обоих терминов: уже в XIV веке цехи
каменщиков называются безразлично то просто масонскими, то франк-масонскими.

   Но воспоминание о большей почетности данного термина все же
сохранилось: когда старинные братства каменщиков выделились в отдельную от
цеха организацию, получившую известную популярность среди высших классов
общества (XVII век), она удержала за собой название франк-масонов,
представив цеховой организации называться просто масонами (companies of
mason); длинное название принял и современный масонский орден,
огранизовавшийся в начале XVIII века по типу старинных ремесленных братств.

   Связь, которая соединяет современный масонский орден со старыми
братствами, носит, в сущности, внешний характер, сводясь лишь к известной
преемственности ритуала и терминологии. История старого масонства является
не столько главой из истории Ордена, сколько введением к ней.

   К тому "доисторическому периоду" можно отнести и идейных
предшественников позднейших масонов-алхимиков и утопистов XVII века с их
проектами всемирных союзов и планами преобразования человечества: если
старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то
истинными, духовными, предками его были именно эти представители
дореволюционной европейской интеллигенции.

   Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы XVIII
столетия - эпоху возникновения так называемых "великих лож".
История старых организаций каменщиков тесно связана с общей историей
ремесленников гильдий и братств.

   Появление первых ремесленных гильдий (crafts, mysteries, compagnies,
guilds) относится в Англии к началу XII века, но документальные указания на
гильдии каменщиков встречаются не ранее конца XIV века. Лондонские гильдии
делились в это время по своей значительности на три разряда: первый посылал
в городской совет по 6 представителей каждой гильдии, второй и третий - по
четыре и по два; каменщики (free-masons) принадлежали ко второму разряду. В
1411 году произошла "инкорпорация" (включение в число официальных
учреждений) их Лондонского цеха, а в 1472 году он получил свой герб.
В XV веке цехи уже господствовали в английских городах: старые торговые
гильдии отодвинулись на задний план.

   Древнейшие из дошедших до нас документов, рисующие положение английских
строительных рабочих, относятся к середине XIV века и началу XV столетия.
Это уставы артели, работавшей при церкви св. Петра в Йорке, составленные для
нее в 1352, 1370 и 1409 году руководившим ее работами церковным капитулом.

   Из уставов видно, что работы артели производились в крытом помещении, так
называемой ложе (lodge), служившей для холостых рабочих и спальней; за
порядком работы и за поведением каменщиков следили старший мастер и
надзиратели, высший же надзор оставался в руках представителя капитула -
супервизора; вступая в артель, рабочие приносили присягу "над книгой"
(очевидно уставом), обязуясь подчиняться во всем капитулу и соблюдать
изданный им устав. В XV веке ложей называли уже не только мастерскую артели,
но и саму артель.

   Масонские ложи - братства - лишь постепенно выделились из цехов
(crafts) в качестве особого организма. Еще во 2-й половине XV века оба типа
организации, по-видимому, совпадали, и Лондонский цех масонов так, например,
и назывался в современных документах "Святой Цех и Братство масонов".

   Позднее между ними проходит уже заметная грань: цехи ведут чисто ремесленные
дела, братство, более сплоченная и дружная часть цеха, хранит традиции
морального общения и взаимопомощи; члены цеха могут уже и не быть членами
братства, а с другой стороны для поступления в братство не требуется быть
непременно цеховым рабочим; принеся в ложе присягу и сделав вступительный
взнос, можно получить звание "каменщика" (франк-масона), никогда не брав в
руки рабочей кирки.

   Древнейший документальный случай принятия в масонскую ложу постороннего
цеху лица относится к Эдинбургской ложе: 3 июня 1600 года на собрании ее
присутствовал, как значится в протоколе, Сэр Джон Бозуэль, лорд
Очинлекский. Присутствие знати в шотландских ложах становится с тех пор
заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную
ложу, обычно прямо в звании цехового мастера, попадаются в документах XVII
века на каждом шагу. 

   Правда, еще в конце столетия в Шотландии встречались
ложи, состоящие сплошь из ремесленников (например, ложа в Глазго), но рядом
с ними были ложи вроде Абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12
были профессиональными каменщиками, а остальные были - дворяне, пасторы,
коммерсанты и представители интеллигентных профессий.
Кроме знати, к каменщикам примыкали в отдельных случаях представители
интеллигенции и ученого мира, привлекаемые фантастической историей
масонства, возбуждавшей их научную любознательность.

   По описанию Плота, для приема в общества новых членов требовалось
собрание, по крайней мере 5 или 6 франк-масонов. "Эти собрания, - замечает
Плот, - называются в некоторых местах ложами". Вступительные обряды
заключались и здесь в сообщении тайных знаков, "посредством которых члены
общества узнают друг друга, где бы они ни находились", и сопровождались
банкетами по установленному ритуалу. Новички, как и в Шотландии, в день
приема дарили "братьям" перчатки, а взаимные обязанности членов заключались
в помощи на случай старости, безработицы и болезни.

   Подобно старинным братствам, франк-масонские общества XVII века
поддерживали между собой живую связь и составляли фактически единую
организацию: принятый в 1646 году в Иоррингтонскую ложу археолог Ашмоль в
1682 году безо всяких добавочных церемоний допускается на заседание
Лондонской ложи и даже председательствует на нем в качестве старейшего
масона.

     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!

Категория: Тайные общества и секты 3460