Религиозные культы и верования у таджиков

Пришельцы. НЛО
Аномальные зоны
Загадочные существа
Привидения, призраки
Тайные общества и секты
Знаменитые мошенники
Великие гуру
Загадки религии
Великие Боги
Цивилизации
Катастрофы
Чудеса света
Загадки истории
Тайны Третьего Рейха
Мистификации
Великие сокровища
Клады
Законы Мерфи
Интересные факты
Новости науки
Прогнозы будущего
Гадания, магия
Народные приметы
Притчи и сказки народов мира
Легенды и мифы
Друиды
Амулеты, талисманы

Главная » Непознанное, тайны, загадки » Тайные общества и секты

Религиозные культы и верования у таджиков
Религиозные культы и верования у таджиков

     Зарождение религиозных верований таджикского народа относится еще к эпохе каменного века. Как свидетельствует ритуальное погребение мальчика-неандертальца, найденное в одном из гротов южных отрогов Гиссарского хребта, первые представления о потустороннем мире и зачатки фантастического объяснения реально существующего мира, которые легли в основу возникновения религии, появились еще в эпоху мустьерских общин, населявших территорию Таджикистана 50—40 тыс. лет тому назад. Памятником древних магических обрядов являются рисунки мезолитической эпохи (около 10 тыс. лет тому назад), открытые в гроте Шахты на Памире. Минеральной краской на стенку грота здесь нанесены изображения животных, пронзенных стрелами, и человека, замаскированного под птицу. Рисунки, обнаруженные на Памире, донесли до наших дней образец магических охотничьих обрядов, связанных с первобытной религией.

   В эпоху неолита, завершающую каменный век, первобытные племена переходят к скотоводству и земледелию. Изменения в экономике и социальной организации приводят к новому этапу развития религиозных представлений. Возникает и получает широкое распространение культ Богини-Матери, который отражает ежегодное обновление производящих сил природы, умирающих осенью и вновь воскресающих весной. Появляются сложные обряды, связанные с этим культом, а также племенные культы. Раскопки поселений гиссарской культуры и, прежде всего Туткавула и Саёда в Южном Таджикистане вскрыли самые ранние стадии перехода к производящему хозяйству. Религиозные представления племен эпохи бронзы и раннего железа — саков (2—1-е тысячелетия до н. э.) восстанавливаются лишь предположительно. Археологические раскопки в Кайраккумах, между Ленинабадом и Канибадамом, в низовьях Вахша и на Восточном Памире дали сведения, которые свидетельствуют о политеистических культах кочевых племен, обожествлявших в первую очередь силы природы.

   С культом предков и страхом перед покойником связаны кольца памирских курганов и ритуальное посыпание трупа красной краской. В индоиранских литературных памятниках зафиксировано представление о Матери-Земле, прародительнице всего сущего, в т. ч. и человека. Широко развиты были тотемистические представления. Об этом говорят фигурки животных из сакских могильников Памира, которые нашивались на одежду, и многочисленные рисунки горных козлов, выбитые на скалах в различных местах Таджикистана.

   Сведения о религиозных верованиях эпохи разложения первобытнообщинного строя и возникновения классового общества имеются в «Авесте» — собрании религиозных текстов зороастрийцев, древнейшие части которой относятся к 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В этот период было развито поклонение многочисленным божествам, олицетворявшим различные силы природы. Эти божества делились на две группы: дайва (див) и асура (ахура). У некоторых иранских племен почитались исключительно ахуры, тогда как дивы играли роль злых сил—демонов. На этой почве возникло, а затем получило развитие среди ираноязычных народов учение Заратуштры — зороастризм. Хотя роль южных районов Таджикистана в возникновении зороастризма остается еще неясной, в «Авесте» Бактрия упоминается в числе «правоверных» зороастрийских областей. Социальное содержание раннего зороастризма заключалось в проповеди необходимости сильной власти, способной защитить оседлые роды от набегов кочевых племен. Отсюда — появление проповеди единобожия, отрицание племенных культов, идея борьбы добра со злом составляет основу последовательного дуализма, что характерно для зороастрийского мировоззрения в целом. Зороастризм окончательно складывается в начале 6 в. до н. э. в одну из крупнейших религий древнего мира, которая в мусульманской традиции носит название религии огнепоклонников (оташпарастон), поскольку огонь играл исключительно важную роль в зороастрийских обрядах. Культ огня, несомненно, занимал определенное место и среди других среднеазиатских верований. Об этом говорят раскопки согдийского города в Пенджикенте, свидетельство о храмах огня в Самарканде и Бухаре, среднеазиатская нумизматика.

   Начиная с первых веков нашей эры Средняя Азия являлась ареной столкновения нескольких форм религий: зороастризма, буддизма, христианства и манихейства. Каждая из них имела свою организацию и свои культовые сооружения, которые в отдельные промежутки времени мирно сосуществовали между собой, но иногда религиозная принадлежность была причиной политических столкновений. Одновременно с указанными религиями существовали, особенно в отдельных районах, и местные, еще языческие культы. Многие источники, в т. ч. «Шахна-ме» Фирдоуси, упоминают о борьбе между местными «идолопоклонниками» и иранскими владетелями-зоро-астрийцами. Культ идолов у таджикского народа удерживается вплоть до 9 в. Деревянные идолы, встречавшиеся на улицах и площадях Бухары, изображались в виде человеческих фигур, иногда они вырезались на деревянных дверях домов и являлись олицетворением духа-хранителя дома. Большая часть дошедших сведений о религиозных воззрениях раннего средневековья — манихействе — относится к начальному этапу проникновения его в Среднюю Азию (конец 3 — начало 4 вв. н. э.). Значительно меньше известно о дальнейшей судьбе манихейства.

   После арабского завоевания таджикского народа в начале VII века н.э. все существовавшие в то время религиозные культы исповедуемыми их предками - зороастризм, манихейство, буддизм, индуизм, иудаизм, а также христианство несторианского толка были вытеснены исламом. К середине XI века процессы исламизации населения были практически завершены.

   Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько направлений, главными из которых, существующими и в настоящее время, являются суннизм и шиизм. В Таджикистане подавляющая часть таджиков исповедует ислам суннитского толка (80%). Последователи шиизма (5%) - шииты (от арабского «шиат Али» - «партия Али») - признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (656-661 гг.; двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада) и его потомков. Уже в VIII веке шииты раскололись на несколько сект. Из них на территории Таджикистана, преимущественно в Горном Бадахшане, наиболее распространена секта исмаилитов («исмаилийа»). Свое название она получила от имени Исмаила (умер в 762 году), сына шестого имама - главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой - имамом общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве, в Швейцарии; постоянно проживает во Франции).

   Важную роль в распространении ислама среди таджикского населения сыграла деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным мистико-аскетическим направлениям ислама («тасаввуф» или суфизм). Уже в ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена: накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.

   Проживающие в Таджикистане русские исповедуют православие - одно из главных направлений в христианстве, окончательно оформившееся еще в 1054 году.

   Таджикистан – сегодня единственная страна в СНГ, где властями официально признана и зарегистрирована исламская партия. Отмечается активизация мусульманского образования в Таджикистане, и развития в обществе альтернативных духовных ценностей, в частности принципов интернационализма и национальной культуры. В средних школах страны вводится обязательный предмет по истории ислама, который будет введен в 2006-2007 гг. объясняющий сущность религии, ее положительные стороны и уважение к гражданскому обществу, формируя тем самым новое толерантное поколение. В стране планируется введение специальных программ по укреплению основ модернизированного Ислама, приемлющего иные ценности и светский характер государства.

   Однако это вовсе не значит, что светская власть допускает процесс активной исламизации населения. Президент страны неоднократно требовал, чтобы религиозные деятели прекратили завлекать в молельные дома молодежь и не вмешивались в государственную политику.

   Несмотря на это, за последние десятилетия число больших и малых мечетей в стране с каждым годом растет, и их число достигло нескольких тысяч. В стране наблюдается очищение веры от чужеродных примесей. Если раньше многие мусульмане просто соблюдали основные каноны религии, ведя светский образ жизни, то теперь значительная часть начинает вести исламский образ жизни — делают пятикратный намаз и обязательную пятничную молитву в мечети, заставляют своих родных и близких жить по нормам Шариата. Большая часть бывших коммунистов-партработников, представители интеллигенции замечены в посещении мечетей и религиозных мероприятий.

   Официально действующая Партия исламского возрождения, выступает за усиление роли ислама в обществе. Уже сейчас она стала второй по численности (30 тысяч человек) партией страны, обойдя коммунистов.

   На этом фоне особняком стоит часть населения страны, проживающая в Горно-бадахшанской автономной области (восточный Таджикистан), которая почти не признает ни консервативных исламистов юга, ни западных миссионеров. Они считают себя «памирцами» (не таджиками) и являются приверженцами особого течения в исламе — исмаилизма (одна из ветвей шиизма), считая своим пророком Али, дядю пророка Мухаммада. Исмаилиты отличаются тем, что придерживаются модернизма в Исламе, адаптируя его каноны к «изменениям в мире».

Валерий Качмарик

     Понравилась статья?
Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.


Категория: Тайные общества и секты
Просмотров: 3780 |

Вечные светильники фараонов.
Невероятная находка может переписать историю
Тайна подводных пирамид
Неразгаданные тайны «небесных сражений»
Анкх - символ вечной жизни
Электрический мир древности