» » Манджушри

Манджушри

Манджушри


     Манджушри (санскр. Магиизп, букв. «красивое сияние»), в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны бодхисатва. Манджушри известен также под названиями Манджугхоша («красивый голос»), Манджунатха («краси-ый спаситель»), Вагишвара («господь речи») и т. д., его эпитет — Кумарабхута («бывший принц»). Манджушри встречается уже в древнейшей махаянской литературе, что позволяет предположить, что его образ возник в последние века до н. э.

Манджушри занимает центральное место в «Саддхармапундарике» (где он упоминает деяния бывших будд) и в «Вималакиртинирдеше» (где он единственный ученик Шакьямуни имеющий равную мудрость с бодхисатвой Вималакирти). В «Гандхавьюхе» Манджушри — один из двух руководителей 500 бодхисатв и пер-вый наставник главного героя этой сутры — Суд ханы.

По мифологии махаяны, Манджушри 70 мириад кальп тому назад был благочестивым королём в одной буддакшетре (см. в ст. Будда), которая находится на востоке (причём между этим миром и нашим миром — 7200 миллиардов миров). Он поднял дух просветления и решил быть бодхисатвой в сансаре до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении. В ваджраяне Манджушри вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани — один из трёх главных бодхисатв.

Он — центральная фигура одного из древнейших произведений ваджраяны — «Манджушримулакальпы». Манджушри олицетворяет мудрость, и обычно его изо-бражают красивым индийским царе-вичем, держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу «Праджняпарамиты». Культ Манджушри был особенно популярным в Тибете и в Китае, где его образ встречается во многих легендах. В Тибете земным воплощением Манджушри. считался основатель школы гелукпа Цзонкаба (нач. 15 в.).

Категория: Мифология Азии и Ирана 1288