Раджа Джанака

Раджа Джанака (16-10 тыс. лет до н.э.)

     Раджа Джанака был королем Ведеха солнечной расы. Его называли Сира - Дхваджа (тот, в эмблеме которого плуг). Его дочь была ему дана Матерью Землей Бхуми Деви, когда он пахал землю на своем поле и готовился совершить Джагнию, чтобы Боги дали ему потомство.

   Эта дочь была Сита, будущая супруга Рамы. "Вот моя дочь Сита, которая всегда будет идти с тобой по Дхарме. Возьми ее руку в твои. Благословенная и преданная, она всегда будет следовать за тобой как твоя собственная тень".

   В Индии Раджа Джанака представляет тип идеального Короля, кто являлся одновременно и Первозданным Гуру: религия не принадлежит Браминам, и Король сам располагает своей "внутренней религией". Он характеризуется тем, что отказывается от браминской иерархии, претендующей на официальное право жертвоприношений. В его эпоху философия, интеллектуальная и религиозная жизнь была очень острой и интенсивной.

   У Джанаки был Учитель и советник Яджнавалкья - великий философ того времени.

   Джанака устраивал религиозные коллоквиумы философской оппозиции. Их выступления находят в Брихад-Араньяка Упанишадах.

   Раджа Джанака представляет собой образец человека, который овладел своей левой стороной и который совершеннейшим образом проявлял силы правой стороны, будучи королем.

   "...У нас есть величайшие гуру. Одним из них был Раджа Джанака. Он был правителем страны, и он был очень известным человеком. Но все же, хотя он был столь великодушным и добрым и т.д., в то же самое время он был великим монархом, великим королем в те времена, очень хорошо известным своим беспристрастием, своим искусством управлять государством и всевозможными прекрасными вещами, которые он сделал для своего государства. Вот каков был Раджа Джанака. Его не беспокоило ничего.

   Но люди никогда не понимали, почему величайшие святые кланялись ему. Что было таким великим в нем, хоть он и был королем, его жизнь была столь роскошной, у него было так много всяческих украшений и удобств? Ответ таков: он был выше всего этого, он был столь непривязан ко всему. У него было все, но он был столь непривязан. Это очень хороший пример человека, который овладел своей левой стороной и который был королем, Раджа Джанакой.

   У нас было много подобных людей, также и позднее, приходивших один за другим, которые были чрезвычайно, чрезвычайно богатыми, чрезвычайно могущественными королями, но внутри они были абсолютно Божественными личностями. Ничто не беспокоило их, ничто не заставляло их чувствовать себя более великими или более счастливыми. Ни их положение, ни их власть не были для них чем-то великим". -- Из лекции Шри Матаджи на Пудже Гуру 21 июля 2002 г. в Кабелле, Италия.

Шри Матаджи рассказала чудесную историю о Раджа Джанаке.

   Короля Джанаку все называли "Видеха". Великий мудрец Нарада спросил его однажды: "Достопочтенный сэр, ты живешь в этом мире, а тебя называют Видеха, как это возможно?"

   "Это очень просто, - сказал Раджа Джанака. - Я тебе отвечу на этот вопрос вечером, а сейчас окажи мне небольшую услугу. Возьми вот эту крынку молока и следуй повсюду за мной, стараясь не расплескать ни капли, а потом я тебе скажу, почему меня называют Видеха".

   Нарада взял крынку и ходил с ней повсюду за Джанакой. Ему пришлось очень осторожно ходить, так как крынка была заполнена до краев и от малейшего неосторожного движения молоко могло пролиться. Он сильно устал. Вечером, когда пришло время отдыха, Нарада спросил Джанаку: "Пожалуйста, скажи мне теперь. Мне надоело носить эту крынку и ходить везде за тобой". Раджа Джанака сказал:
- Прежде расскажи мне, что ты видел.
- Ничего, кроме этой крынки молока, потому что боялся его пролить, - ответил Нарада.
- Разве ты не видел большой процессии в мою честь, и как люди танцевали во дворе? Ты в самом деле ничего не видел?
- Нет, сир, я не видел ничего.
- Дитя мое, так же и я ничего не вижу. Я все время слежу за своим вниманием. Куда оно уходит? Делаю все, чтобы не расплеекать его, как молоко.

Шри Матаджи сказала следующее о читта-ниродхе:

   "Такого внимания можно добиться наблюдением за своим вниманием. Ниродха означает "экономия своего внимания". Ваше внимание не должно быть на экономии денег или сбережении земных вещей; должно экономиться само внимание. Как вы следите за своими деньгами, как следите за дорогой, когда ведете машину, как следите за развитием ребенка, как следите за красотой своей жены или за проявлением заботы о своем муже, аналогичным образом, но с приумноженным усилием, вы должны следить за собой, следить за своим вниманием".


Категория: Великие гуру 2431