» » » Где и когда родился Иисус Христос?

Где и когда родился Иисус Христос?

Где и когда родился Иисус Христос?

     Удивительно, но и факт - по евангелским текстам невозможно составить настоящую биографию Иисуса Христа! Основная часть сведений, касающаяся жизни Спасителя, является лишь предположениями и догадками исследователей.

   Прежде всего, не определено место рождения Мессии. Согласно Евангелию от Луки, Иисус был зачат шестью месяцами позже Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, был зачат во времена царя Иудеи - Иродом Великим. Однако документально известно, что Ирод умер весной 750 года по римскому исчислению, т.е. за четыре года до "официального" начала нашей эры. Даже если Иоанн Креститель успел стать современником легендарного царя, Христу никак не удалось бы за шесть месяцев наверстать недостающие годы!

   Еще одно противоречие Евангелия от Луки - упоминание об объявленной римлянами переписи населения, которая вынудила святое семейство отправиться в Вифлеем, где и родился Иисус. Документальных сведений об этом мероприятии оккупационных властей не сохранилось, однако историки считают, что перепись могла проводиться на территории Иудеи не ранее VI-VII веков нашей эры.

   Наиболее достоверным выглядит и день рождения Иисуса. Он был датирован 25-м декабря только в начале IV века нашей эры (любопытно, что именно на этот день приходится известный многим народам мира, в том числе и иудеям, праздник зимнего солнцестояния). Ранее адепты христианства предлагали другие числа - 28 марта, 18 или 19 апреля, 29 мая, а на Востоке долгое время продолжали считать днем рождения Христа 6 января (позже этот день стал отмечаться как праздник Епифании).

   Но и это еще не все недомолвки и противоречия, содержащиеся в евангельских текстах. Весьма неточными являются, к примеру, сведения, касающиеся места рождения Мессии.
Принято считать, что семья Иисуса происходила из Галилеи (Северная Палестина), из городка Назарет, и перебралась в Вифлеем только на время рождения своего первенца. Однако историкам не удалось обнаружить в Палестине следов существования до IV века нашей эры населенного пункта с таким названием (еврейские же источники возводят появление города Назарет к еще более позднему времени - IX веку!). Кроме того, ни в одном Евангелии не встречается выражение "Иисус из Назарета". Есть лишь "Иисус Назарей" (или "Назарянин"). Многие исследователи считают, что географической нагрузки это прозвище не несет. Скорее всего, оно восходит к арамейскому слову "назир", которое означает человека с длинными волосами, посвященного культу истины и чистоты (нечто подобное христианскому выражению "божий святой").

   На еврейском языке эти, давшие обет, люди, назывались "незрим", то есть, в современной транскрипции, "назарей". В простонародной речи легко могло произойти смешение этого слова со словом "назрат", первоначально и значившим "страж", "хранитель", и даже иногда "цветущий сад". Вполне допустимо, что подобные слова и породили название городка Назарет. Однако, как уже говорилось, произойти это могло не раньше IV века н.э. - на несколько столетий позже официально принятой даты рождения Христа. А так как весьма распространенное у иудеев имя Иисус означает ни что иное, как "помощь Бога", или "посланник Яхве", то выражение "Иисус Назарей" точно можно перевести как "посланник Яхве, божий святой".

   Несколько слов о Вифлееме. Евангелия от Матфея и Луки считают этот город местом рождения Спасителя, но лишь потому, что это "град Давидов", а пророки давно предсказали, что Мессия будет происходить из рода легендарного царя Давида, правившего в X веке до н.э. Любопытно, что на том месте в Вифлемее, которое ныне почитается как место рождения Христа, до IV века нашей эры стоял языческий храм, посвященный рождению Адона - сирийско-палестинского бога мистических культов.

   Ученые установили, что самый древний из библейских текстов, повествующий о личности Христа, появился после 70-го года нашей эры. Исходя из этого, можно утверждать, что Иисус родился и жил в каком-то населенном пункте Северной Палестины, и произошло это за несколько десятилетий до времени создания первого Евангелия. Столь же расплывчатыми являются представляемые источниками сведения о внешности Спасителя.

   "Будешь ты прекраснейшим из сыновей человеческих, благодать разлита на губах твоих", - гласит библейское пророчество. Самое распространенное в средние века изображение Иисуса полностью отвечало этому определению. Спаситель предстает перед нами в образе стройного человека выше среднего роста, с благородным лицом, обрамленным длинными, до плеч, волосами цвета зрелого ореха, гладко зачесанными со лба на затылок; волосы вьются кольцами и ниспадают на плечи. Безукоризненные пропорции рта и носа, гладкий благородный спокойный лоб, легкий румянец, густая аккуратная борода небольшой величины, живые и блестящие глаза. Глядя на этот величественный и излучающий тепло образ, трудно представить, что вплоть до V века теологи спорили, следует ли придавать Мессии привлекательную внешность, или, напротив, его нужно изображать заурядным, некрасивым, даже подневольным и больным человеком (в другом пересказе Библии о Мессии говорится как о страдающем рабе Яхве).

   Разумеется, документальных свидетельств, содержащих описание внешности Иисуса Христа, не существует. Однако верующие сделали» свой выбор: Мессия, вмещающий в своей личности всю полноту божественной природы, должен быть прекрасен не только душой, но и телом!
Современный человек не имеет точных сведений ни о месте, ни о времени рождения Спасителя, ни даже о его облике. Однако это совсем не смущает последователей христианства. Подвиг Христа несомненен, дело его благородно, ну а дата праздника давным-давно установлена церковью - со всеми надлежащими рекомендациями и предписаниями.


Валерий Качмарик

     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!

Просмотров: 3608