Тайна долгого дня | Secretworlds.ru

Тайна долгого дня

Тайна долгого дня

     В Библии содержится много описаний чудес, и порой они настолько удивительны, что никакие научные предположения не в силах объяснить механизм их действия. Многие люди, к примеру, верят в чудесные исцеления, совершенные Иисусом Христом и пророками, возможно, рассматривая их как акты исцеления верой. Другие готовы поверить в то, что Даниил каким-то образом смог пережить ночь в пещере со львами и выйти невредимым, и его подвиг сегодня пытаются повторить многие: кто в бассейне с кровожадными акулами, кто в компании опасных хищников, а кто и в маленьком помещении, кишащем ядовитыми змеями…

   Так или иначе, но все библейские чуде- са основаны на силе истинной веры или вполне естественных законах природы, которые могли иметь место несколько тысяч лет назад. К примеру, сейчас никто из ученых не берется оспаривать тот факт, что реку Иордан можно было перейти «по суше», - подвиг, совершенный Иисусом Навином и израильтянами незадолго до нападения на Иерихон. Дело в том, что этот город расположен на крупном разломе земной коры, подверженном сильным и внезапным землетрясениям. В десяти из тридцати зарегистрированных землетрясений, включая одно в 1927 году, грязевые оползни перегораживали русло реки Иордан и на один-два дня останавливали ее течение. Поэтому знаменитый переход мог иметь право на существование. Не исключено, что и другие чудеса в скором времени найдут свое объяснение, хотя в этом невероятном списке есть один феномен, который невозможно объяснить ни с точки зрения веры, ни с точки зрения науки, настолько он удивителен. Речь идет о долгом дне Иисуса Навина, когда по его просьбе Господь остановил солнце и луну: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицом сынов Израилевых, и сказал пред израильтянами: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиною Авалонскою!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «Стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти на целый день?». И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля». (Иисус Навин, 10:12-14).

Небесные знамения

   Для того чтобы солнце перестало двигаться по небу, необходимо было каким-то образом остановить движение Земли, а это, согласитесь, больше чем чудо. Даже верующие настолько любопытны, что задаются вопросом, какой механизм использовал всемогущий Господь для явления такого чуда, тогда как о представителях научного мира вообще можно не говорить, настолько они озадачены подобным явлением. В результате несколько строк из Ветхого Завета уже давно служат объектом догадок и предположений академиков - от исследователей Библии до видных астрономов.

   Так что же на самом деле такое могло произойти, что продлило день и остановило солнце и луну? На этот вопрос пытаются ответить многие ученые, но пока, к сожалению, никто из них не подошел достаточно близко к разгадке феномена, хотя кое-какие предположения все же заслуживают внимания. К примеру, один из ведущих специалистов по изучению Библии, профессор Джон Брайт, предположил, что история могла появиться из-за неправильного понимания сути молитвы Иисуса Навина. По мнению Брайта, израильтяне планировали совершить внезапное нападение под покровом плотного утреннего тумана, а Иисус Навин молился о том, чтобы солнце не появилось слишком быстро и не рассеяло туман. Теория Брайта не столько объясняет библейскую историю, сколько опровергает ее. Ведь в Библии ничего не сказано ни о тумане, ни о внезапном нападении. Фактически Иисус Навин возносит свою молитву в середине сражения; если бы он молился лишь о том, чтобы туман не рассеялся, то удивительно, как это событие стало столь памятным с самого начала.

   В другом предположении, выдвинутом исследователем Библии Р. К. Фуллером, падение «огромных камней», предшествующих астрономическому чуду, интерпретируется как сильный град. По словам Фуллера, речь идет о буре, которая продолжалась целый день, закрывая тем самым свет солнца и луны. Но, как и Брайт, этот исследователь, скорее всего, склоняется к отрицанию ясного смысла библейского текста, ведь в книге Иисуса, Навина говорится не об исчезновении солнца и луны, а о неестественном продлении светового дня.

   Более взвешенный подход был предложен в 1968 году археологом и специалистом по истории Ближнего Востока Джоном С. Холладэем в статье под провокационным заголовком «День (дни), когда луна остановилась». В отличие от других исследователей, которые сосредоточили свое внимание на движении Солнца, Холладэй прежде всего обратил внимание на тот факт, что Иисус Навин обращался в своей молитве еще и к луне. По мнению ученого, ключ к пониманию этих загадочных строк из Библии заключается в том, что к солнцу и луне обращались с просьбой быть на небе вместе в день битвы с амморитами. Чтобы доказать свое предположение, Холладэй изучил обширные труды по предзнаменованиям, пророчествам и астрологии, сохранившиеся еще со времен Древнего Вавилона. Древние ближневосточные календари, как и наш собственный, были основаны на движении Солнца и Луны. При внесении соответствующей поправки полная луна впервые должна была появляться на небе вместе с солнцем в середине месяца, состоявшего из двадцати девяти дней, то есть четырнадцатого числа. Древние вавилоняне считали это благоприятным предзнаменованием для народа. «Земля будет довольна… радость поселится в сердцах людей», - написано на одной из обетных табличек. Однако если солнце и новая луна появлялись на небе вместе 13 или 15 числа, то это предвещало несчастья и поражения от врагов.

   Таким образом, по словам Холладэя, в свете этих текстов «смысл 12-го и 13-го стиха из 10-й главы книги Иисуса Навина едва ли может быть более ясным». Это была молитва о благоприятном предзнаменовании, чтобы солнце и луна находились на небе одновременно («в оппозиции») в течение всего дня битвы. Вполне возможно, что древние иудеи разделяли веру вавилонян: если луна оставит своего «партнера» в начале дня, случится несчастье. В интерпретации Холладэя «остановиться» означает не «прекратить движение», а скорее «быть на своем месте».

   Однако изящное объяснение Холладэя относится только к молитве Иисуса Навина, а не к следующему стиху, из которого явствует, что именно солнце, а не луна, играло более важную роль в этой истории: «Стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день». На это немаловажное замечание исследователю пришлось предположить, что это был более поздний комментарий, добавленный писцом, который неправильно понял истинный смысл молитвы Иисуса Навина. Поэтому, хотя Холладэй хитроумно извлек из текста новое смысловое значение, оно, по его собственным словам, было неприемлемым для древних израильтян. Иудейский историк Иосиф Флавий, который в I веке н.э. переписал и представил библейскую историю для греко-римских читателей, очевидно, не согласился бы с мнением Холладэя, ведь для Флавия в тексте ясно говорится о неестественном продолжении светового дня: «Вдобавок и день тогда продолжался для того, чтобы наступление ночи не помешало полной победе евреев… А что день тогда действительно удлинился сверх обыкновения, это засвидетельствовано во многих священных книгах, лежащих в храме…» Так что аргументы Холладэя начинают рушиться, если принять во внимание, что древние евреи должны были сражаться и выиграть много битв, в том числе и по 14-м числам месяца. Почему же тогда именно этот случай был таким особенным, что о нем написали: «И не было такого дня ни прежде, ни после того?..»

Солнечное затмение

   В общем, ни туман, ни буря, ни совместное пребывание на небе солнца и луны не стали теми причинами, которые продлили день. Оставалось только одно предположение, касающееся естественных небесных явлений, которое и высказал в 1972 году историк Джон Сойер. В частности, в его работе утверждается, что израильтяне действительно стали очевидцами удивительного небесного явления, связанного с солнцем, а именно полного солнечного затмения. По мнению Сойера, при полном солнечном затмении создается впечатление, будто оно продолжается гораздо дольше, чем на самом деле. К примеру, очевидцам солнечного затмения в Северной Англии в 1927 году показалось, что оно длилось около получаса, хотя на самом деле его продолжительность составляла 25 секунд. Солнечное затмение, наблюдавшееся в Донголе (Судан) в 1860 году, продолжалось 1 минуту 50 секунд, но, по словам очевидцев, его длительность составляла около двух часов. Да и многие из нас с вами, кому посчастливилось недавно наблюдать солнечное затмение, заметили про себя, что все как будто замерло и растянулось на несколько десятков минут вместо положенных двух. Сойер считает, что этот хорошо известный иллюзорный эффект растягивания времени, сопровождаемый появлением солнца в другой части неба, мог послужить источником легенды об остановившемся солнце. Древнееврейский глагол «daman», «остановиться», интерпретируется Сойером как «быть неподвижным, бездеятельным», иными словами - «перестать светиться».

   Естественно, что для подтверждения своей теории Сойеру требовалось вычислить даты солнечных затмений, которые могли наблюдаться в то время в Южной Палестине. Но те два солнечных затмения (1157 и 1131 года до н.э.), которые ему удалось обнаружить, абсолютно не соответствуют годам жизни Иисуса Навина, слишком поздно для его биографии. К тому же в Ветхом Завете при описании солнечных затмений существует своя терминология, абсолютно не связанная со словом «daman». Вместо этого авторы использовали выражение «солнце, потемнело», при этом не упоминая ни о каком продолжении дня. К примеру, в VIII веке до н.э. пророк Амос написал, как Бог опустил завесу тьмы на землю и превратил день в ночь, а более поздний пророк Иоиль сказал: «Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде чем наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль, 2:31). Таким образом, возникает вопрос: если существовала терминология для описания затмений, то почему автор книги Иисуса Навина не воспользовался ею?.. По мнению большинства ученых, речь идеи и прямо противоположном солнечному затмению явлении, которое продлило день, в результате чего Иисус Навин смог истребить своих врагов.

Во всем виноват метеорит

   Самое интересное, что следующая гипотеза возникла на основе еще одной загадки, связанной на этот раз с Тунгусским метеоритом. Вот, к примеру, что пишет о том событии очевидец, британский археолог Джон Фитиан-Адамс, который в тот вечер, 30 июня 1908 года, отправился с другом на велосипедную прогулку по Юго-Западной Англии: «Погода была очень ясной и жаркой. Спать не хотелось, и мы довольно долго гуляли в окрестностях города. Именно тогда мы заметили, что ночь была необычайно светлой даже для середины лета. В половине двенадцатого ночи можно было без труда читать газету, и мы оба понимали, что это ненормальное положение вещей. Сначала мы, естественно, подумали о зарницах. Но в небе не было признаков мерцания, характерных для летних зарниц или северного сияния. Скорее, это было равномерное рассеянное свечение, похожее на свет сразу же после заката, или сияние невидимой луны». Вообще складывалось такое впечатление, что вся Европа в тот поздний вечер оказалась освещенной, что очень напоминало долгий день Иисуса Навина. В чем же, по словам специалистов, сходство? Да все в тех же камнях, которые «Господь бросал с небес на головы амморитян». Возможно, речь шла о метеоритном дожде, вызванном огромным метеоритом, очень близко подошедшем к Земле. Сейчас ученым доподлинно известно, что если в гравитационное поле Земли попадет какой-нибудь объект, то наша планета в лучшем случае замедлит свое движение, а в худшем - разорвется на мелкие частицы. Поэтому исследователи феномена долгого дня Иисуса Навина и не побоялись предположить, что вследствие прохождения около земной орбиты огромного небесного тела наша планета замедлила свой бег, отчего и растянулось время, оставив на небе солнце и луну. Данная гипотеза еще нуждается в подтверждении, ведь ученые не смогли до сих пор объяснить, как пыль, выброшенная в верхние слои атмосферы после взрыва Тунгусского метеорита, отражала солнечный свет над огромной площадью земного шара, тогда как говорить о разгадке феномена долгого дня Иисуса Навина в данной связи вообще не приходится. Значит, следует искать факты, которые бы сумели разгадать самую невероятную тайну Ветхого Завета.


Просмотров: 1129